В.А. Усков,

заместитель

министра образования Рязанской области

 

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 года № АП-1073/02 в Рязанской области разработаны и утверждены показатели и критерии оценки эффективности деятельности государственных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Рязанской области, и их руководителей, в том числе и профессиональных образовательных организаций – приказ министерства образования Рязанской области от 22 сентября 2014 года № 859.

Профессиональные образовательные организации раз в полугодие предоставляют в министерство образования Рязанской области данные для анализа: в середине года – за первое полугодие, в конце календарного года – за весь год.

 

Таким образом, в министерстве образования Рязанской области накоплен массив данных за четыре отчетных периода (за первое полугодие 2014 и 2015 годов, а также за 2014 и 2015 годы целиком), который подлежит многоаспектному анализу для выработки конкретных управленческих решений, в том числе в области стратегического и тактического планирования в части функционирования региональной системы образования и деятельности конкретных образовательных организаций; а также для целей усовершенствования методики оценки эффективности деятельности образовательных организаций, направленного для адаптации к стратегическим ориентирам, обозначенным в документах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, иных органов в части, касающейся реализации государственной политике в сфере образования.

По своей информационной ценности полученный массив данных вполне сопоставим с данными мониторинга эффективности деятельности вузов, организуемого Минобрнауки России. И, фактически, в нашем случае, речь идет о мониторинге эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Рязанской области.

На основе имеющихся данных проведено рейтингование ссузов, подведомственных министерству образования Рязанской области.

Рейтинг рассчитывался как среднее арифметическое суммы мест за четыре отчетных периода, округленное до тысячных.

Таким образом, чем меньше показатель, тем лучше. Например, показатель 2,000 означает, что в среднем за четыре отчетных периода учреждение занимало 2 место (например, 1, 2, 2 и 3 места; (1 + 2 + 2 +3) / 4 = 2,000). А показатель 26,000 означает, что во все три отчетных периода учреждение занимало последнее 26 место: (26 + 26 + 26 + 26) / 4 = 26,000.

Цель рейтингования – наглядно показать место каждой образовательной организации на региональном рынке воспроизводства кадров по эффективности достижения целей и выполнению задач, поставленных учредителем с учетом федеральных нормативных правовых актов.

Задачи рейтингования:

- выявить статистически достоверные группы образовательных организаций по эффективности выполнения задач, поставленных учредителем с учетом федеральных нормативных правовых актов;

- стимулировать образовательные организации к эффективному выполнению задач, поставленных учредителем с учетом федеральных нормативных правовых актов.

Рейтинг следует рассматривать как мощный инструмент стратегического планирования, необходимый:

- для образовательных организаций: для корректировки Программ развития образовательных организаций в части повышения эффективности их деятельности; обоснования управленческих решений в отношении топ-менеджмента образовательной организации;

- для министерства образования Рязанской области: для обоснования управленческих решений при реализации Программы развития, тех или иных управленческих решений в отношении образовательных организаций и их руководителей.

В этой связи важное значение имеют:

- актуальность содержания показателей целям и задачам государственной политики в сфере образования (ответственность: министерство образования Рязанской области совместно с Советом директоров ссузов Рязанской области);

- верифицируемость (проверяемость) содержания показателей, предоставляемых образовательной организацией или получаемой из другого источника (ответственность: министерство образования Рязанской области);

- достоверность и объективность данных в отчетах, представляемых в министерство образования Рязанской области (ответственность: руководитель и ответственные работники образовательной организации);

- актуальность рейтинга. В нашем случае рейтинг можно считать актуальным на протяжении трех лет (или шести отчетных периодов). По истечении этого срока данные со сроком давности свыше трех лет будут отбрасываться и заменяться новыми данными.

Основными недостатками отчетов об эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций за 2015 год, предоставленных в министерство образования Рязанской области, являются:

- предоставление недостоверной информации, в том числе о количестве новостей, размещенных на сайте (некоторые посчитали, что понятие «новость» и «обновление» являются синонимами);

- предоставление информации, неподдающейся анализу;

- подписание отчета директором, находящимся в отпуске.

Вызывает недоумение, что к 01 декабря 2015 года в десяти (!) образовательных организациях не были созданы Попечительские советы. Мы понимаем, что создание Попечительского совета и организация его эффективной деятельности вопрос не простой, но обращаем Ваше внимание: в новой редакции Уставов профессиональных образовательных организаций Попечительские советы являются обязательными, а не факультативными структурами управления.

Уважаемые коллеги! Мы рассчитываем на то, что та подготовительная работа, которая уже Вами проделана позволит завершить процесс создания Попечительских советов во всех ссузах в кратчайшие сроки.

В настоящее время прорабатывается возможность верификации (проверки) данных об обучающихся, поставленных на учет, в рамках реализации мер по профилактике наркомании, так как у нас существуют сомнения о достоверности предоставляемых данных.

Предваряя аналитическую информацию непосредственно о рейтинге «эффективности», следует озвучить некоторые выводы, сделанные по результатам анализа отчетов об эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций за 2015 год, предоставленных в министерство образования Рязанской области:

Введение механизма рейтингования действительно позволило стимулировать профессиональные образовательные организации на повышение эффективности работы в целом, улучшило качество большинства отчетов, предоставляемых в министерство.

Проиллюстрируем сказанное через показатель как «Прирост баллов в реальном исчислении к предыдущему отчетному периоду», то есть посмотрим насколько учреждения улучшили свои результаты по сравнению с серединой 2015 года:

во-первых, 23 учреждения увеличили количество полученных баллов в реальном исчислении от 10 баллов до 0,4 балла, или, что более показательно от 1,2 до 32,2 %;

во-вторых, целых 11 (!) учреждений улучшили свои показатели более чем на 10 %;

и, в-третьих, данные, приведенные на слайде, свидетельствуют о возросшей конкуренции среди учреждений. Например, многие лидеры данного списка (Новомичуринск, Старожилово, Сапожок, Касимов водный), несмотря на значительный прирост баллов в реальном исчислении, не смогли сколь существенно улучшить занимаемые позиции.

И более того, все (!) организации, кроме Рязанского технологического колледжа, имеющие прирост менее 5,0 % от суммы баллов, набранных учреждением в первом полугодии, свои позиции ухудшили.

Кроме того, просим обратить внимание руководителей учреждений, по которым зафиксировано снижение количества баллов по отношению к первому полугодию, на следующее: «так не бывает, но нами зафиксировано». Подчеркнем, что объективная вероятность такого события принципиально возможна, но вряд ли может составлять такое количество баллов. Возможно Ваши годовые отчеты содержали неполную информацию.

Теперь собственно о результатах мониторинга.

По результатам выборки за четыре отчетных периода в Рязанской области выявлено 6 групп образовательных организаций. Группы выделены на основе выявленного шага 2,000 рейтинговых места между соседствующими в рейтинге учреждениями.

Напомню, что по данным предыдущего рейтинга групп было всего 4. Это означает, что мы наблюдаем расслоение учреждений по уровню. Основное расслоение учреждений связано с дроблением группы, которую мы назвали «Основным пелотоном», в которую входило 20 учреждений. 4 учреждения догнали лидеров, 6 догоняют, 2 зафиксировали свои позиции, 8 – отстают.

Теперь подробнее.

Группа 1 – «лидеры» (рейтинговое место: от 2,500 до 8,500).

Это передовые образовательные организации, опыт работы которых, в первую очередь, необходимо ретранслировать в другие ссузы. Отрадно, что данная группа расширилась до восьми учреждений, что свидетельствует о повышении конкуренции между ссузами. Впервые в группе лидеров оказались нерязанские учреждения: Клепиковский технологический техникум, Сасовский индустриальный техникум, Скопинский электротехнический колледж.

8 ссузов.

Рязанский технологический колледж, Рязанский политехнический колледж, Рязанский строительный колледж, Рязанский педагогический колледж, Рязанский железнодорожный колледж, Клепиковский технологический техникум, Сасовский индустриальный техникум, Скопинский электротехнический колледж.

Группа 2 – «основной пелотон: догоняющие лидеров» (рейтинговое место: от 10,500 до 11,750). 6 ссузов.

Из этой группы 4 учреждения сделали рывок и присоединились к группе «Лидеры». Здесь обращает на себя внимание существенное (почти на два балла) улучшение рейтинга у Касимовского нефтегазового колледжа (правда, пока без улучшения позиций в рейтинге, так как Рязанский колледж электроники бдит); а также на ухудшение рейтингового показателя более, чем на 1 рейтинговое место.

Ряжский дорожный техникум, Сараевский многофункциональный колледж, Спасский политехнический техникум, Ряжский технологический техникум, Рязанский колледж электроники, Касимовский нефтегазовый колледж;

Группа 3 «Основной пелетон: отстающие от лидеров» (рейтинговое место: от 15,750 до 15,000). 2 ссуза.

В группу входят два учреждения с положительной динамикой рейтинговых мест, но динамикой пока недостаточной, чтобы догнать предыдущую группу. То есть у данной группы сохраняется потенциал для роста.

Шацкий агротехнологический техникум, Рязанский автотранспортный колледж имени С.А. Живаго.

Группа 4 – «Отстающие от пелотона»

К сожалению, оправдались наши прогноза, сделанные в середине года: произошло сваливание 8 учреждений в группу «Отстающие от пелетона».

Хорошую динамику в данной группе показал Кораблинский агротехнологический техникум, который не только улучшил свои показатели более, чем на одно рейтинговое место, но и поднялся в рейтинге сразу на 3 позиции. Более, чем на одно рейтинговое место ухудшились показатели у Касимовского техникума водного транспорта и Новомичуринского многоотраслевого техникума.

Есть ожидания, что разрыв между данной группой и предыдущей группой будет расти. Надеемся, что наши ожидания не оправдаются и Отстающие от пелетона станут Догоняющими лидеров.

Касимовский техникум водного транспорта, Кадомский технологический техникум, Кораблинский агротехнологический техникум, Новомичуринский многоотраслевой техникум, Рязанский многопрофильный колледж, Сапожковский техникум имени Героя Социалистического Труда Д.М. Гармаш, Михайловский техникум им. А. Мерзлова, Рязанский колледж имени Героя Советского Союза Н.Н. Комарова.

Группа 3 – «догоняющие пелотон» (рейтинговое место: 24,000). 1 ссуз.

Шиловский агротехнологический техникум.

Группа 4 – «аутсайдеры» (рейтинговое место: 26,000). 1 ссуз.

Старожиловский агротехнический техникум.

 

Одним из главных свойств рейтинга является его инерционность. Например, организация, заняв в мониторинге эффективности 22 место, а потом дважды первое, будет иметь показатель 8,000 рейтинговых мест. А заняв в третий раз первое место – 6,250 (то есть улучшит свою позицию всего лишь на 1,750 рейтинговых мест).

Поэтому для понимания причин повышения эффективности деятельности образовательной организации, его конкурентоспособности на рынке воспроизводства кадров наряду с общим количеством баллов за отчетный период следует использовать показатель динамики рейтинговых мест, который показывает улучшение или ухудшение показателя по отношению к среднему показателю за предыдущие периоды.

Итак, что поменялось за год.

14 профессиональных образовательных организаций показали положительную динамику, 11 – отрицательную, одно учреждение – Старожиловский агротехнический техникум – показало нулевую динамику (располагаясь по эффективности деятельности на последнем месте, данная организация может показывать либо положительную динамику, либо отсутствие динамики).

Наилучшую положительную динамику за отчетный период показали 12 организаций (динамика > 1,000 рейтингового места). При этом 8 из них – выше 2,000 рейтинговых мест, а 2 – выше 3,000 (!!!)

Рязанский железнодорожный колледж, Рязанский колледж электроники, Касимовский нефтегазовый колледж, Кораблинский агротехнологический колледж, Рязанский колледж имени Героя Советского Союза Н.Н. Комарова, Клепиковский технологический техникум, Рязанский автотранспортный колледж имени С.А. Живаго, Рязанский многопрофильный колледж, Рязанский технологический колледж, Рязанский строительный колледж, Сасовский индустриальный колледж, Шиловский агротехнологический техникум, Ряжский технологический техникум, Скопинский электротехнический колледж.

Радует положительная динамика (как в абсолютных, так и в относительных показателях) в работе Рязанского колледжа имени Героя Советского Союза имени Н.Н. Комарова, Рязанского многопрофильного колледжа, Шиловского агротехнологического техникума, которые до последнего времени стабильно показывали результаты ниже 20-ого. Однако эта динамика из-за слабых показателей, достигнутых в 2014 году, не привела к их существенной подвижке в рейтинге.

Наихудшую отрицательную динамику за отчетный период продемонстрировали 9 организаций (динамика < -1,000 рейтингового места). При этом 4 из них – минус 3,000 рейтинговых места или менее.

Новомичуринский многоотраслевой техникум, Ряжский дорожный техникум, Касимовский техникум водного транспорта, Спасский политехнический техникум, Рязанский педагогический колледж, Сапожковский техникум имени Героя Социалистического Труда Д.М. Гармаш, Рязанский политехнический колледж, Кадомский технологический техникум, Сараевский многофункциональный колледж, Михайловский техникум имени А. Мерзлова, Шацкий агротехнологический техникум.

 

В части усовершенствования методики оценки эффективности деятельности образовательных организаций сообщаем, что в настоящее время в основу показателей эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций Рязанской области положены Примерные направления для разработки показателей эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений, взятые из Методических рекомендаций Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников, утвержденных заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 18 июня 2013 года (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 года № АП-1073/02).

При сохранении наименований показателей министерство образования Рязанской области имеет возможность в широких пределах корректировать содержание каждого конкретного показателя. Не будем останавливаться на деталях, но, по нашему мнению, показатели должны быть полностью адаптированы к тем целям и задачам, которые перед нами ставят Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Минобрнауки России, Губернатор Рязанской области. Именно поэтому за последние полтора года наполнение значительного числа показателей претерпело существенные изменения.

В этой связи обращаем Ваше внимание на то, что министерство образования Рязанской области совместно с Советом директоров ссузов Рязанской области продолжит работу по корректировке содержания показателей эффективности деятельности, в том числе учитывая положения постановления Правительства Российской Федерации 23 мая 2015 года № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».

ВАЖНО!!!

Обращаем Ваше внимание на то, что рейтинг в будущем будет формироваться за трехлетний период. Это значит, что через полтора года результаты, достигнутые в первом полугодии 2014 года, будут отброшены. Учитывайте данный факт при планировании своей работы.

В завершении хотел бы поблагодарить Вас за проделанную работу в 2015 году.

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

Специальности и профессии

 

Агротехнологический техникум г.Кораблино готовит высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования.

Далее »

Материально-техническая база

 

Список кабинетов, лабораторий, мастерских, автотракторной техники ОГБОУ СПО «Агротехнологический техникум г. Кораблино»

Далее »

Трудоустройство выпускников

 

Выпускники агротехнологического техникум города Кораблино имеют высокий процент трудоустройства.

Далее »