• Примерного Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников (приложение к письму Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 20.08.2019 №ИП-941/06/484
  • иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

1.2. Настоящее Положение содержит нормы профессиональной этики педагогических работников, которыми рекомендуется руководствоваться при осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности, и механизмы реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

 

II. Нормы профессиональной этики педагогических работников.

 

Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

б) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;

д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

е) придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;

ж) воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;

з) избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность

 

 

III. Обязательства педагогических работников как педагогов

 

3.1. Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.

3.2. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:

  • оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;
  • исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы техникума;
  • осуществлять деятельность в пределах своих полномочий;
  • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических, общественных, религиозных объединений, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • уведомлять администрацию техникума обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;
  • способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на техникум социальных функций;
  • принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
  • не терять чувство меры и самообладания;
  • соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
  • соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде;
  • поддерживать порядок на рабочем месте.

3.3. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:

  • поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету техникума;
  • пренебрежительных отзывов о деятельности техникума или проведения необоснованных сравнений его с другими образовательными организациями;
  • преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
  • проявления лицемерия и лжи;
  • любого вида высказываний и действий дискриминационного или оскорбительного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;
  • грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

3.4. Педагогическим работникам необходимо принимать меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

3.5. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковые сигналы мобильных телефонов должны быть отключены.

3.6. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов техникума в целом.

 

IV. Обязательства педагогических работников перед обучающимися

 

4.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с обучающимися:

  • признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
  • сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
  • стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;
  • выбирают такие методы работы, которые поощряют развитие самостоятельности обучающихся, их инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
  • при оценке поведения и достижений обучающихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
  • защищают их интересы и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;
  • стремятся стать для них положительным примером;
  • применяют меры воздействия к обучающимся с соблюдением законодательных и моральных норм.

4.2. В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники обязаны воздерживаться от:

  • навязывания им своих предпочтений;
  • предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
  • предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей обучающихся;
  • отказа от объяснения не освоенного обучающимися учебного материала, ссылаясь на их личностные и психологические недостатки, а также из-за отсутствия времени для объяснения (при действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобное для той и другой стороны);
  • требовать дополнительную плату (или вознаграждение) за образовательные услуги (консультации, подготовку к олимпиадам и т.п.);
  • проводить на учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию;
  • употребления алкогольных напитки во время исполнения должностных обязанностей;
  • курить в помещениях и на территории техникума.

 

V. Обязательства педагогических работников перед законными представителями обучающихся

 

5.1. Педагогические работники должны быть ограждены от излишнего или неоправданного вмешательства законных представителей обучающихся в вопросы, которые по своему характеру входят в их круг профессиональных обязанностей.

5.2. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся должны:

  • консультировать по вопросам образовательного процесса;
  • выслушивать обращение по проблеме, задавать вопросы в корректной форме;
  • проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
  • относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
  • высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
  • разъяснять при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
  • принимать решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица);
  • помнить, что большинство обратившихся, как правило, столкнулись с трудностями. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависит их мнение о педагогических работниках и работе техникума в целом.

5.3. В процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся педагогические работники не должны:

  • заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
  • перебивать их в грубой форме;
  • проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
  • разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
  • разглашать высказанное обучающимися мнение о своих законных представителях.

5.4. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.

5.5. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя обучающегося необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

 

 

VI. Обязательства педагогических работников перед коллегами

 

6.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:

  • поддерживают атмосферу коллегиальности, уважения их профессионального мнения и убеждений; готовы им предложить совет и помощь;
  • помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами техникума;
  • поддерживают и продвигают их интересы.

6.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:

  • пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
  • предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
  • обсуждения их недостатков и личной жизни;
  • фамильярности в отношениях с коллегами.

 

VII. Обязательства педагогических работников перед администрацией техникума

 

7.1. Педагогические работники выполняют разумные и правомочные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.

7.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны придерживаться норм профессиональной этики.

 

VIII. Обязательства администрации техникума перед педагогическими работниками

 

8.1. Администрация техникума должна быть для других педагогических работников образцом профессионализма, безупречной репутации,  призвана формировать в учебном заведении благоприятный для эффективной работы морально-психологический климат.

8.2. Администрация техникума должна делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.

8.3. Представителям администрации следует:

  • формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения;
  • быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения;
  • своевременно предоставлять педагогическим работникам полный объём информации, необходимой для осуществления ими профессиональной деятельности;
  • помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
  • регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
  • избегать панибратства и фамильярности в отношениях со всеми категориями педагогических работников, соблюдать нормы речевого этикета, не переходить в общении с коллегами на «ты»;
  • соблюдать субординацию;
  • пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления подлости, лицемерия в коллективе;
  • обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
  • способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности техникума с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников.

8.4. Представитель администрации не имеет морального права:

  • перекладывать свою ответственность на подчиненных;
  • использовать служебное положение в личных интересах;
  • проявлять формализм, высокомерие, грубость;
  • создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
  • предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений, религиозной принадлежности;
  • демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять, награждать; необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
  • требовать или собирать информацию о личной жизни педагогического работника, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей;
  • умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

 

IХ.  Ответственность за нарушение настоящего Положения

 

Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечет либо моральное воздействие, либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

 

Х. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное расследование норм профессиональной этики педагогических работников

 

10.1. Образовательная организация стремиться обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

10.2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, установленных разделом II настоящего Положения, рассматриваются комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, созданной в техникуме в соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса Российской Федерации, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах-гражданским процессуальным законодательством российской Федерации.

10.3 Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное расследование норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

10.4. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

10.5. В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, невыполнения решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений законодательству Российской Федерации или нежелания педагогического работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, он имеет право обратиться в суд.