26 ноября 2014 г. преподаватель техникума Долгова И.В. И мастер производственного обучения Емелина Е.О. приняли участие в межрегиональной научно-практической конференции по актуальным проблемам развития профессионального образования

«Реализация требований ФГОС к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы»

г. Рязань, РИРО

На конференцию были представлены доклады в режиме презентаций:

  1. «Опыт формирования общих и профессиональных компетенций   через внеаудиторную работу в соответствии с требованиями ФГОС»

Долгова Ирина Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории ОГБОУ СПО «Агротехнологический техникум г. Кораблино»

  1. «Компетентностный подход и практикоориентированность как условие повышения качества образования»

Емелина Е.О., мастер производственного обучения высшей квалификационной категории ОГБОУ СПО «Агротехнологический техникум г. Кораблино»

 

_______________________________________________________________

Тезисы к докладу«Опыт формирования общих и профессиональных компетенций   через внеаудиторную работу в соответствии с требованиями ФГОС»

Процесс формирования общеевропейского образовательного пространства имеет более чем 10 летнюю историю. 19 июня 1999 г. министры образования Европы подписали совместную декларацию в г. Болонья (Италия). Задача Болонского процесса – создание общеевропейского образовательного пространства при сохранении национальных особенностей образовательных систем разных стран. Болонский процесс предполагает:

*формирование единого европейского образовательного пространства, цель которого повышать мобильность граждан на рынке труда;

*введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов;

*введение модульно – компетентностного подхода организации учебного процесса. Цели и результаты образования в соответствии с этими задачами формируются через достижение определённых компетенций. В сентябре 2003 г. в Берлине к Болонскому процессу присоединилась Россия. В связи с этим в российском образовании взят курс на реализацию компетентностного подхода. Это означает, что вместо формирований знаний, умений, навыков и контроля уровня их усвоения нужно будет развивать и оценивать нечто принципиально иное – компетенции/компетентности обучающихся. Реализация компетентностного подхода в образовании означает изменение всей педагогической системы профессиональной школы, переход к новому типу обучения и воспитания. По утверждению многих бизнесменов, глав предприятий и организаций, сегодня им не важно, насколько прочны знания молодых специалистов, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем их усваивают люди. Им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализоваться. Информационное общество заинтересовано в гражданах, умеющих самостоятельно и активно действовать в любых жизненных ситуациях и адаптироваться к жизненным условиям. Отсюда и цель образования на современном этапе – обеспечить приобретение человеком культурного опыта, востребованного обществом, т.е. готовности и способности молодых людей нести личную ответственность и за собственное благополучие, и за благополучие общества. Именно компетентностный подход есть один из путей достижения указанной цели в соответствии с запросами общества. В соответствии с ФГОС выделяются общие и профессиональные компетенции.

Компетентностный подход в обучении при реализации ФГОС по профессии парикмахер.

Емелина Елена Олеговна, мастер производственного обучения высшей квалификационной категории ОГБОУ СПО «Агротехнологический техникум г. Кораблино», почётный работник НПО.

С внедрением в систему среднего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе, меняются взгляды на проведение учебных занятий, как теоретического обучения, так и учебной и производственной практик. Формирование общих и профессиональных компетенций – основная задача образовательного учреждения. Сегодня очевидно, что профессиональное образование должно в большей степени ориентироваться на удовлетворение потребностей рынка труда и конкретные запросы работодателей. Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что потенциальные работодатели в подборе персонала выражают заинтересованность в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Основной проблемой низкой профессиональной компетенции выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики в области будущей профессиональной деятельности. Иными словами, от выпускников требуется практическое знание своей профессии. Поэтому при организации обучения специалиста акцент необходимо сделать на компетентностном подходе и практикоориентированности. Компетентностный подход основан на трёх ключевых позициях:

- Самостоятельность в обучении;

- Активные методы и формы обучения;

- Практикоориентированность в обучении.

Хочу особо подчеркнуть, что при компетентностном подходе в обучении будущих парикмахеров важно тщательное планирование и организация учебной и производственной практик. Важно, чтобы практика на самом деле была связана с целями и задачами обучения, для чего необходимы тесные контакты с работодателями. При разработке образовательных программ и учебных планов мы учитывали требования работодателей, все рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей были согласованы с ними.

Практикоориетированный и компетентностный подход применятся с первых дней обучения. Лабораторно-практические занятия проводятся с использованием компьютерной технологии и нацелены они на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебной дисциплины или междисциплинарного курса, а учится прогнозировать, планировать, самостоятельно организовывать свою деятельность. Занятия учебной практики проводятся в ситуации, максимально имитирующей трудовую среду. Уже не первый год в нашем техникуме совместно с районным советом ветеранов проводится благотворительная акция «Бесплатные парикмахерские услуги для пенсионеров». Участники акции – обучающиеся, которые уже с первого курса самостоятельно обслуживают клиентов под руководством мастера производственного обучения. Это позволяет сформировать у будущих парикмахеров навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям клиентов и коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты. Повышается практикоориентированность обучения также за счёт проведения части занятий на базе предприятий социальных партнёров. В этом нам помогают технологи школы-студии парикмахерского искусства Виктора Шарапова и студии «Эстель» в городе Рязани. Постоянно проводятся выездные обучающиеся семинары на базе этих учреждений, происходит общение студентов с практикующими мастерами в форме бесед, дискуссий, мастер-классов. Организация конкурсов профессионального мастерства, конференций и других массовых форм приёма гостей также позволяет реализовать практикоориетированный и компетентностный подход в обучении. В течение всего периода обучения мы проводим подобные мероприятия на базе нашего техникума с приглашением учащихся городских школ, специалистов центра занятости населения. Кроме того стало традицией организовывать мастер-классы, которые в режиме реального времени проводят сами студенты на таких мероприятиях, как выставка «Образование и карьера», региональные ярмарки и т.д. Практика показала, что это отличный стимул к самосовершенствованию, повышению профессиональных качеств обучающихся. Кроме того это бесспорный плюс в вопросах пропаганды профессии парикмахер и одновременно с этим очень важная работа по профориентации.

 

Говоря о теоретическом обучении, следует отметить, что наиболее эффективным методом в подготовке современных специалистов является деловая игра. Она позволяет объединить знания и умения, превратить знания из предпосылок в действия. Главной целью любой деловой игры является развитие профессиональных компетенций, формирование умения применять теоретические знания в практических ситуациях. Проводя теоретические занятия, я широко использую этот метод. Практика показывает, что обучающиеся легко и с удовольствием включаются в эту работу. Учебные игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывать у них способность критически оценивать ситуацию, а самое главное – являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков. Так, например, проведённая мною деловая игра «Причины неудачной окраски волос» позволила студентам не только рассмотреть возможные варианты исправления ошибок парикмахера-колориста, но и прочувствовать всю степень ответственности мастера перед клиентом. Ещё одна делова игра «Салонное обслуживание представителей молодёжных субкультур» была интересна ещё и потому, что студенты, прежде чем выполнить причёску представителю той или иной субкультуры, подробно изучали психологию данных клиентов, направление моды и возможность предоставления в салоне именно этой услуги. Приобретённые в процессе игры практические навыки позволят будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Можно сделать вывод, что освоение компетенций при обучении студентов в нашем техникуме происходит постоянно и закрепляется в период производственной практики. Именно по итогам производственной практики многие наши студенты принимаются на вакантные должности в салоны-парикмахерские, на базе которых они проходили практику. В 2014 году состоялся первый выпуск парикмахеров, обучающихся по ФГОС нового поколения. Результативность говорит сама за себя: из 23 студентов 10 получили повышенные разряды по профессии и 10 человек получили дипломы с отличием.

Практикоориентированность новых стандартов – это не дань моде. Это требование времени. Любой экономике необходимы специалисты, которые умеют хорошо выполнять свою работу, и задача образовательных организаций подготовить таких специалистов.

Общие компетенции – совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определённом квалификационном уровне.

Профессиональные компетенции – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определённой области профессиональной деятельности. Понятие «компетенция» ближе к понятию «знаю, как», чем к понятию «знаю, что». Таким образом, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций – общими и профессиональными.

Компетенции формируются в результате осознанной деятельности. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых.

Вспомним, что слово «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», т.е. овладевающий знаниями.   Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования. Каким образом можно формировать и развивать компетенции у студентов? К примеру, для формирования ОК я создаю такие условия:

* деятельностный характер обучения, т.е. включение студентов в реализацию какой – либо деятельности (исследование, проектирование, руководство);

* ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности (выполнение домашних, контрольных работ);

* создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели (решение задач, требующих неординарного, творческого подхода);

* организация продуктивной групповой работы (практические работы, урок – игра, внеклассные работы по предмету).

Поддерживать интерес к предмету мне помогает внеурочная деятельность. Именно эта форма работы способствует формированию у обучающихся общих компетенций и является дополнительным стимулом для повышения мотивации к изучению предмета. Обучающиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а преподаватель руководить этим самостоятельным трудом, давать для него необходимые рекомендации, т.о. проходят как бы два процесса - сотворчество преподавателя и обучаемого и самообразование студента. Преподаватель выступает в роли консультанта и координатора. Главная задача преподавателя – передача способов работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение. При этом осуществляется личностный подход к обучающимся. Функция педагога – создание необходимых условий для самоактуализации, самоопределения, самосозидания, самореализации. ФГОС нового поколения   выделяет следующие общие компетенции, которые возможно сформировать и в процессе внеурочной деятельности по предметам общего гуманитарного и социально-экономического, общепрофессионального цикла:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

Критерий оценки – демонстрация интереса к будущей профессии.

Методы и средства формирования: дискуссия о том, каким должен быть современным специалист СПО, НПО; встречи с выпускниками; тематические вечера по профессии.

  1. 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Критерий оценки – выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач; оценка эффективности и качества выполнения.

Методы и средства формирования – формирование индивидуальной образовательной траектории при реализации рейтинговой системы учёта достижений обучающихся: проектная деятельность, которая формирует навыки организации собственной деятельности.

  1. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Критерий оценки – решение стандартных и нестандартных профессиональных задач.

Методы и средства формирования: выполнение разнообразных практических работ и профессионально – направленных заданий; образовательная экскурсия.

  1. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Критерий оценки – эффективный поиск необходимой информации, использование различных источников, включая электронные.

Методы и средства формирования: задания с использованием электронных Интернет – ресурсов (подготовка к конкурсным урокам, написание рефератов, докладов); поисково – исследовательская работа; участие в научно – практических конференциях.

  1. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Критерий оценки – работа на ПК.

Методы и средства формирования: оформление мультимедийных презентаций и слайдового сопровождения докладов; участие в федеральном Интернет – конкурсе; компьютерное тестирование.

  1. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Критерий оценки – эффективность взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Методы и средства формирования: коллективная работа при выполнении совместных проектов, проведении мероприятий; сотворчество при подготовке социальных проектов; разработка сценариев деловых игр.

  1. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

Критерий оценки – самоанализ и коррекция результатов собственной работы.

Методы и средства формирования: проведение деловых и ролевых игр; участие в викторинах, конкурсах и т.п.

  1. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Критерий оценки – организация самостоятельных занятий при изучении учебных дисциплин.

Методы и средства формирования: работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

  1. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Критерий оценки – умение работать в различных условиях организации учебной деятельности.

Методы и средства формирования: разнообразие учебной работы (деловые и ролевые игры, пресс – конференции, уроки – конкурсы).

  1. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Критерий оценки – готовность к исполнению воинской обязанности.

Методы и средства формирования: система работы по героико – патриотическому воспитанию.

Критерием проявления компетентности является достижение обучающимися положительного для себя результата.

Таким образом, компетентностный подход во внеурочной деятельности позволяет: формировать положительные мотивации обучения; повышать степень самостоятельности и ответственности обучающихся; увеличивать долю индивидуального самообразования; обеспечивать не в теории, а на практике единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней жизни решаются различными средствами внеурочной деятельности. Идея по активному использованию внеурочной деятельности обучающихся для формирования   компетенций апробируется мною уже несколько лет, но только с введением ФГОС нового поколения она приобрела конкретность и четкость, обозначились основные направления и условия её реализации. Накоплен значительный материал методических разработок, который   размещается на персональном сайте.